На юге
Казахстана, близ города Тараз, что у самой границы с Киргизией, находятся руины
загадочного сооружения, называемого Акыртас. Изучение его ведется давно - почти
полторы сотни лет. И все это время выдвигались самые противоречивые гипотезы о
назначении объекта и его создателях. Кто, по различным версиям, только его не
строил - и персы, и греки, и арабы, и римляне. В истории древней архитектуры Акыртасу действительно нет аналогов.
Осенью
прошлого года на его раскопках обнаружили надписи, которые в настоящее время
тщательно изучаются. "Итоги" получили возможность первыми узнать о
предварительных результатах исследований исторических документов, которые
проливают свет на предназначение уникального
древнего объекта.
Город
аков и асов
Акыртас,
как смогли установить археологи, представлял собой целый комплекс с жилыми
постройками, складскими помещениями и водопроводом. Пятиметровая толщина
наружных каменных стен, предположительная их высота 12-15 метров и
четырехметровый фундамент свидетельствуют о том, что он мог выполнять и
оборонительные функции.
Первые
исследователи Акыртаса высказывали предположения, что
имеют дело с буддийским храмом или несторианской церковью. Современные
исследователи считают, что их предшественники были недалеки от истины.
Возможно, это место действительно почиталось в древности как священное.
Время
строительства Акыртаса относится примерно к VIII
веку. Это был период владычества Тюргешского
каганата, ставка которого располагалась на территории современного Тараза. На долины Алатау в те времена устремляли свои взоры
две державы: империя китайской династии Тан и Арабский халифат. Китайцы дважды
вторгались в долины Алатау, с запада приближались арабы. Для противодействия
надвигающейся угрозе жителям Алатау следовало объединиться. Это были народы,
которые, скорее всего, исповедовали буддизм и христианство несторианского
толка. Как они именовались? У краеведа и исследователя Акыртаса
Балтабека Умирьяева есть
своя точка зрения на этот счет. Он предлагает обратить внимание на названия
расположенных вблизи географических объектов - Акжар,
Акбулым, Актоган, Акшолак. Исследователь полагает, что "ак" - принадлежность этническая: "Аки - это потомки мигрантов из Месопотамии, тиграхаудов. За долгие века они прошли ассимиляцию и
приняли несторианство".
О
названии одного здешнего народа якобы говорят другие топонимы - Аспара, Баласагун, Талас, Тектурмас. "Следует учесть, - продолжает Балтабек Умирьяев, - что
"ас" - собирательное наименование народов, к которым принадлежат не
только тюрки, но и персоязычные народы. Видимо, они
были выходцами из Малой Азии, также мигрировавшими в долины Алатау".
Историк античности Страбон упоминает этих людей как asiani. "Асы небесные" - так в переводе с прототюркского назывались приверженцы религии Отца
Небесного - Тенгри Хана. Под влиянием Тибета они
приняли буддизм.
Как
считает Балтабек Умирьяев,
буддизм вместе с христианством проник в долины Алатау по Великому шелковому пути
и получил здесь широкое распространение.
Краевед
полагает, что строители Акыртаса были людьми
образованными. И вот почему. "План Акыртаса
представляет собой почти правильный прямоугольник - его размеры 138 на 162
метра, - рассказывает начальник Акыртасского
археологического отряда Дмитрий Воякин. - По площади он превосходит
древнеримский Колизей, а по объему каменных работ равен египетской пирамиде
средней величины. Ясно, что план такого огромного сооружения составлялся не
наобум, для этого требовалось знание точных наук, а также и определенные теофилософские воззрения. Продольная ось сооружения имеет
отклонение от земного меридиана на 18 градусов. Эта цифра взята из
астрономии".
Векторы
Акыртаса, являющиеся продолжениями диагоналей,
проходят аккурат через… Мекку
и Кайлас. Случайность ли это? Вряд ли. Вероятно,
создатели города обладали знаниями в области астрономии и инженерной геометрии.
Но
почему не завершилось строительство Акыртаса? По
версии казахского краеведа, в VIII веке долины Алатау захватили китайцы. В 751
году объединенные войска тюрков и арабов у реки Талас разбили агрессора. Но
после его изгнания строительство не продолжилось. К тому времени Великий
шелковый путь уже приходил в упадок. Экономика края не в состоянии была
вытянуть строительство грандиозного объекта. Тем не менее Акыртас, даже будучи
недостроенным, выполнил главное свое предназначение: авторы проекта увековечили
себя и свои народы в плане города, являющемся научной шифровкой, письмом -
посланием поколениям предстоящих тысячелетий. И спустя тринадцать столетий оно
дошло до своего адресата.
Прочтение
камня
Осенью
прошлого года археологи нашли на Акыртасе небольшой
камень с загадочными надписями: три строки из двенадцати знаков. Тюрколог Алтай
Аманжолов прочел надпись следующим образом. Первая
строка: "Сизиш, сючиш!"
("Растапливайся (нагреваясь), становись сладким!") Вторая строка:
"Ашар" ("Корм"). Третья: "Ариш" ("Чистый"). На камне имеются также
обозначения из нескольких пересекающихся линий под разными углами. Переводчик
предположил, что камень служил для магического священнодействия при нагревании
и растапливании питья или корма для скота в зимнее время в близлежащих каменных
кормушках. Но Балтабек Умирьяев
с такой трактовкой не согласен.
Текст письма, по его мнению, имеет другое значение. И вот почему.
Уже
неоднократно различными исследователями поднимался вопрос о необходимости
проведения геофизических и медицинских исследований на Акыртасе.
Эта территория, по мнению многих, представляет собой самую настоящую природную
аномалию - зону тектонического разлома с огромными многоярусными пустотами в
земной коре. Сложные процессы, происходящие в недрах, оказывают воздействие и
на людей. Физические ощущения здесь сугубо индивидуальны. У одних обостряются
зрение и слух, другие впадают в состояние транса, третьи испытывают сильный
физический подъем. Часто приезжающие сюда люди ощущают тошноту и
головокружение, им кажется, что под ногами у них дрожит земля. От
соприкосновения с камнями Акыртаса многие начинают
чувствовать жар в руках и ногах. "Во время многолетних посещений Акыртаса мне постоянно приходилось на себе испытывать
подобное, - говорит Балтабек Умирьяев.
- Такие же ощущения, по моим наблюдениям, возникают у каждого второго
посетителя".
"Сильное
электромагнитное поле недр земли способствует пробуждению резервных клеток
организма, включая их в орбиту жизнедеятельности, и активизирует
физиологические процессы", - полагает Балтабек Умирьяев. Считается, что организм человека за всю его жизнь
использует только до 20 процентов своих возможностей. Акыртас,
по-видимому, являлся и является природным генератором, активизирующим
"спящие" клетки человеческого организма.
Очевидно,
древние священнослужители эти явления использовали в обрядовых действиях,
вкладывая найденный археологами необычный камень в ладони строителей Акыртаса. Возникавший жар, исходящий от ритуального камня,
растекался по рукам, вызывая чувство умиротворения и одухотворенности. Конечно,
никакими волшебными свойствами сакральный камень обладать не мог, в другой
местности никаких ощущений от него не возникало. Все эти ощущения - результат
воздействия природной аномалии Акыртаса на организм
человека.
Не
умаляя значения работы исследователя Аманжолова,
краевед Умирьяев полагает, что первая строка его
перевода - "Растапливайся (нагреваясь), становись сладким" - верно
отражает аномалию Акыртаса. Выражение, звучащее
примерно как "растопи свою душу", означает духовную подготовку
человека к встрече со святыней. Руны на акыртасском
камне содержат в себе некие главные понятия при проведении обряда освящения.
Нанести на небольшой ритуальный камень полный текст обряда священнодействия
было невозможно, поэтому он содержал в себе только отдельные слова, смысл
которых был ясен служителям культа. Краткий текст являлся для них своего рода памяткой.
Пока
ученые пытаются докопаться до истины, сюда ежедневно приезжает по две-три
машины с паломниками. В выходные и праздники - гораздо больше. Есть постоянные
посетители, которые с удовольствием расскажут истории чудесного выздоровления
своих знакомых. Работа на индустрию "оздоровительного" туризма -
видимо, это новая жизнь Акыртаса.